Очевидно, что самой острой проблемой не только школы, семьи, дополнительного образования, но и всего общества и государства является проблема воспитания учащихся образовательных учреждений.
Воспитание - процесс управления развитием личности и формирование у нее социально-ценных привычек.
Цель воспитания: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания:
-усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений у этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний.
Воспитательная деятельность построена в соответствии с методической темой Центра: «Построение методической работы и содержания дополнительного образования учреждения на основе личностного и компетентностного подходов».
Исходя из того, что воспитательная система воплощает в себе совокупную деятельность Центра, которая реализуется в двух сферах:
-
в процессе обучения;
-
школьного образования.
Для того чтобы воспитательная система работала, необходимо согласованное функционирование всех двух подсистем. Внеклассная образовательная и внеурочная деятельность при соответствующей организации становится поприщем творческого самоопределения, самореализации, приобретения разнообразного познавательного опыта.
Основным принципом для достижения лучшего результата в учебно-воспитательном процессе используется принцип создания воспитывающей среды, который требует создания в учебном процессе таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Прежде всего, важна роль идей единства коллектива школы, педагогов дополнительного образования и учащихся. Создание воспитывающей среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, взаимопомощь, а так же доминирование творческого начала при организации учебной и внеучебной деятельности.
Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе – уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним.
Средовый подход в воспитательной деятельности - использование возможностей внутренней и внешней среды Центра в развитии личности ребенка.
Культуросообразность воспитания- опора в воспитательном процессе на традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки.
Условия реализации концепции.
-
Выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и обучающихся;
-
развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельность детей и взрослых, участие в разнообразных детских объединений;
-
добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
-
доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели;
-
учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение и развитие новых интересов;
-
предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
-
формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при создании своей социальной защищенности;
-
оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
Формы сотрудничества ученика и педагога самые разные: создание условий для досуга обучающегося, совместная деятельность в кружках, секциях, клубах по интересам, совместные экскурсии, туристические походы и путешествия. Органическое сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности позволяет решать проблему занятости детей.
Основные направления развития системы воспитания:
- развитие личностного самоуправления;
- развитие творческой инициативы детей и взрослых;
- развитие коллективно - творческой деятельности;
- организация работы с одаренными детьми;
- организация работы по профилактике асоциального поведения учащихся;
- научить ребенка заботиться о своем здоровье;
- научить ребенка самоопределению в обществе;
- привить любовь к своей Родине, своему краю.